Поиск

Друзья театра


ООО "Тройка"
Авторадио (Шадринск)
Европа+ (Шадринск)

 


 


ООО "ДСК"
ООО "Поиск"
Газета "Ваша Выгода"
Газета "Исеть"

Студия Ольги Виноградовой


Статистика

Главная » 2017 » Январь » 28 » Спектакли в феврале.
19:44
Спектакли в феврале.

 Заслуженный артист России Владимир Баранов:

«Театр маленький, а принципы должны быть большими»

Фото Эдуарда Наговицына (в антракте спектакля "Антигона")

Шадринский драматический театр готовится к 120-летнему юбилею Приближается знаменательная дата в культурном пространстве не только нашего города, но и всего Зауралья – 120-летие Шадринского драматического театра. Юбилейные торжества запланированы на 25 марта, а сегодня о предстоящем юбилее и что он значит для коллектива и всех шадринцев рассказывает художественный руководитель театра, заслуженный артист России Владимир БАРАНОВ. - Владимир Олегович, накануне нового года мы встречались с вами, и когда речь зашла о грядущем юбилее, вы обмолвились, что собираетесь в Курган с целью обсудить некоторые вопросы подготовки праздничных мероприятий. Если не секрет, с кем вы общались? - Вместе с директором театра Павлом Борисовичем Солодухиным мы встретились с заместителем губернатора по социальным вопросам Александром Михайловичем Карповым. Замечательной была встреча, обговорили все, что нужно и даже больше. Он считает наш театр культурным достоянием области и готов оказать содействие по целому ряду вопросов, в том числе материального порядка. Правительство области обещает помочь нам в обновлении зрительного зала и установке новых кресел, приобретении транспорта. Более того, и как я понял это инициатива правительства, - провести ремонт фасада нашего здания, которого не было много лет. Конечно, история с ремонтом не будет скорой – понадобится время на рутинно-кропотливое составление смет, различной документации, тем более, что здание относится к охраняемым объектам культурного наследия. Тем не менее, хотелось бы надеяться, что к началу следующего сезона это будет сделано. - А потом вы встречались с главой города Людмилой Новиковой. Что обсуждали? - С Людмилой Николаевной, а также ее заместителем по социальным вопросам Светланой Владимировной Дахиной и руководителем отдела культуры Сергеем Александровичем Черновым мы обсуждали конкретные вопросы подготовки праздничного мероприятия. В частности, как принимать гостей, где их размещать, что на память подарить и так далее. Надеюсь, что к нам приедут друзья из малых и больших театров Урала и Сибири, бывшие артисты нашего театра, которые сегодня работают во многих городах России. Конечно, ждем соседей - коллег из Курганского драмтеатра, «Гулливера». - Программа юбилейного вечера уже известна? - Она будет состоять из двух частей – актерского капустника с фрагментами из некоторых наших спектаклей. Сейчас готовим постановку с условным названием «Вечер русских водевилей», одна часть которой будет посвящена юбилею А.П. Чехова по мотивам его произведений, а другая – «Урок дочкам» по пьесе И.А. Крылова. Какая-то из этих половинок войдет в программу вечера. Между прочим, я уже пятый круглый юбилей нашего театра отмечаю, начиная с его 80- летия. - Поэтому, Владимир Олегович, вас совершенно справедливо называют корифеем шадринской сцены. За сорок лет выросло уже два поколения, и кому как не вам оценить, что изменилось за это время в театральной жизни? - Да многое изменилось, проще сказать, что осталось. На мой взгляд, мы сохраняем главное, стараясь в наше культорологически и финансово сложное время оставаться театром, который всегда обращался к внутреннему миру человека, к его лучшим качествам, светлым проявлениям души. Сохранится ли такая преемственность в дальнейшем — сложно сказать, но будем надеяться на лучшее. - В любом творческом коллективе случаются взлеты и спады, наверняка не обошли они и наш театр. А какие периоды вы бы обозначили как наиболее успешные с точки зрения появления ярких режиссерских работ, раскрытия творческого потенциала актеров? - Когда я приехал сюда в середине семидесятых из Якутского театра, в труппе оставалось 6-7 актеров. Директором тогда был замечательный Юрий Дмитриевич Моргунов, а пригласил меня Павел Егорович Ширшов, назначенный главным режиссером. Поначалу я был в некоторой растерянности — после республиканского центра городок мне показался совсем уж маленьким и неказистым. Но в том году Ширшов набрал безумно много молодых артистов, в гримерках было не протолкнуться. В труппе, которая насчитывала 29 человек (сейчас — 19), были представители иркутской, новосибирской и даже московской театральных школ. Играли невероятно много, было безумно интересно, лично я стал просто купаться в предложенных ролях. И вот этот творческий всплеск меня настолько захватил, что я остался, о чем ни капли не жалею. Да, было дело - ненадолго уезжал, когда чувствовал, что обстановка начала меняться, и далеко не в лучшую сторону. Но блестящий режиссер Юрий Фараджулаев затевает серию интересных экспериментов, и опять начинается полная творческих исканий театральная жизнь. На шадринской сцене Юрий Насирович поставил такие знаковые, мы говорим - «пороговые», спектакли, как: «… забыть Герострата», «Гений и беспутство, или Кин IV» Г. Горина, «Порог» А. Дударева. Недавно со спектаклем «Неугомонный дух» он вновь заставил говорить о себе театральную публику. Чередование взлетов и спадов закономерно, не может быть все время одинаково хорошо или плохо. Появляется талантливый режиссер — появляются талантливые вещи. Вот приехал наш большой друг, главный режиссер Тобольского драмтеатра Валерий Медведев и поставил любопытный и злободневный спектакль «Одноклассники», а затем совершенно потрясающий «Саня, Ваня, с ними Римас» о жизни людей, переживших войну и тяготы послевоенного времени. Или московский режиссер Владимир Морозов, который поставил замечательный спектакль «Корабль дураков» Николая Коляды – там великолепно играла Тамара Семеновна Садовская. - Вам довелось работать со многими блестящими актерами, о которых шадринские любители театрального искусства вспоминают добрым словом… - Мне действительно повезло. Когда я сюда приехал, здесь оставались три великих, не побоюсь этого слова, женщины – заслуженная артистка России Евгения Кононовна Васильева, Тамара Семеновна Садовская и Мария Филипповна Ковалева. Это удивительно талантливые актрисы старой добротной школы, работать с ними было одно удовольствие. Они довольно долго определяли лицо нашего театра. А потом появились другие актеры – много их прошло через шадринскую сцену, кто-то оставил заметный след, кто-то не смог или не успел. В юбилейный вечер мы обязательно вспомним лауреата многих премий заслуженного артиста Российской Федерации Юрия Максимочкина. Надеюсь, что лично поприветствуем неповторимую и тоже заслуженную артистку России Шауру Бурлакову. Прекрасно играл в «Антигоне» Валерий Калягин, создал немало запоминающихся образов Александр Курышкин, шикарной фактурой обладал Николай Денисенко. Увы, из-за обычной русской болезни некоторые так и смогли полностью раскрыть свое дарование. - В прежние времена в провинциальных городках ведущих актеров местных театров узнавали на улицах, непременно здоровались, а сейчас узнают? - И сейчас узнают и здороваются. Ну как просто так пройти мимо Валерия Мазура, заслуженного артиста России, который занят во многих постановках и вот уже 33 года беззаветно служит шадринской сцене. Или мимо Любови Строгановой, которая пришла в театр совсем девчонкой и вот уже почти 35 лет радует зрителя. Их хорошо знает город. И потом – мы же не сидели «взаперти» у подмостков, по мере возможности старались участвовать в городской общественной жизни. Некоторые актеры, например, Валера Мазур и я вели театральные кружки при школах, техникумах. Моя студия, а тогда театр юного зрителя, сформировалась еще в 1993 году, сначала при администрации, потом «Октябре» и вот сейчас при театре. Как-то принялся считать, сколько ребят прошло через студию за эти годы, а потом бросил – однозначно больше двухсот человек. Немало участников этой студии выступали на нашей сцене, некоторые оканчивали театральные заведения, работая у нас – как Сергей Суворов или Марина и Иван Карповы, сегодня они уже заняли место ведущих актеров. Сергей Балашов уехал искать счастье в Москву, Саша Карпов по приглашению работает в Кирове, и прекрасно работает, уже занимается постановками. Кто-то выступает в Челябинске, кто-то в Питере, в общем, разлетелись по всей стране. Но где бы они ни находились, даже не играя на сцене, абсолютно уверен, что сохранили дух Мельпомены. - То есть, с омоложением труппы проблем не возникает? - Мы подпитываемся не только местной молодежью. В этом сезоне получили пополнение из Омской театральной школы – в коллектив влились три ее выпускницы, год назад приехала Марина Гуляева из Томского театра. Все они плотно заняты и творчески развиваются, растут. Приехала семейная пара из Ижевска, Дима и Лиза Евсеевы. У нас нет возможности привлекать кадры квартирами или высокой зарплатой. Единственное, чем можем заинтересовать, – работой, а ее у нас хватает, ежегодно ставим много премьер. В последние годы плодотворно работаем с замечательным орловским режиссером Валерием Ивановичем Ивлевым. Совсем недавно свой последний спектакль «Шутки в глухомани» поставил на нашей сцене известный театральный и кинорежиссер Владимир Кириллович Лаптев, который, к великому сожалению, буквально через месяц после премьеры скончался. Спектакль нашел самый искренний отклик в зрительном зале, за что мы ему безмерно благодарны. - Воплощает замысел режиссера вместе с артистами художники, создавая на сцене особую, гармоничную среду.  - У нас работал исключительно талантливый, великолепный главный художник Юрий Ипполитович Юдин. Ему была присуща находчивость, изобретательность, богатейшая фантазия. В каждой своей работе он был неповторим, оригинален. Даже просто беседовать с ним было ужасно интересно. Сейчас в театре работает его, можно сказать, ученик Александр Моор, создававший, например, декорации к знаменитой «Антигоне». Несколько спектаклей оформил Анатолий Яговитин. - Над созданием спектаклей трудятся не только актеры, режиссеры и художники… - Совершенно верно, это и работники цехов - осветители, костюмеры, парикмахеры, рабочие сцены, гардеробщицы. Многие из них отдали театру более четверти века своей жизни, например, заведующий радиоцехом Александр Баулин или Юрий Дещенко, заведующий электроцехом. На днях мы поздравляли с 78-летием заведующую костюмерным цехом Валентину Александровну Устюжанину. Несмотря на преклонный возраст, она до сих пор буквально порхает по театральному закулисью. Помогает ей беззаветная любовь к театру. - Середина 90-х, перестройка, обвал цен, катастрофическое снижение уровня жизни, но, тем не менее, находятся средства, и шадринские артисты отправляются в Москву на фестиваль театров малых городов России. Наверное, это было одно из самых памятных событий? - Памятных событий можно вспомнить немало, были замечательные полуторамесячные гастроли в Башкирии или в Златоусте, где публика несколько недель принимала нас «на ура». Не знаю, каким образом бывший в ту пору директором театра прекрасный организатор Борис Константинович Солодухин «пробил» московскую поездку, но она, конечно, запомнилась. Когда шадринские артисты впервые оказались на сцене театра на Малой Бронной, где в свое время выступали великие Анатолий Эфрос, Лев Дуров и другие знаменитости, все мы как бы получили глоток свежего воздуха. Для театра вообще каждая поездка хороша. Кстати, когда мы встречались с Карповым, то признались, что с гастролями дела у нас обстоят неважно. Александр Михайлович спросил: «Поедете на Ямал?». Конечно же, мы ответили утвердительно. Так что, возможно, скоро нас ждут встречи со зрителями Крайнего Севера. - Говорят, что театр рождается через зрителя, но подстраиваться под него целиком нельзя, а не замечать просто глупо. По-вашему, что зритель ждет от театра, за какими ответами сюда приходит? - На этот вопрос можно отвечать бесконечно долго. Попробую сформулировать свой ответ так: с самого начала меня удивил шадринский зритель. Своей открытостью, искренним сопереживанием тому, что происходит на сцене. В других городах замечаю в зале какую-то настороженность, а у нас приходят с открытым сердцем. Впрочем, в Кургане нас тоже встречают с распростертыми объятиями. Однажды известный российский писатель Виктор Федорович Потанин признался: «В вашем театре есть душа, я к вам прихожу и в буквальном смысле слова отдыхаю». Поэтому неважно, какими методами, древними или современными, спектакль поставлен – если присутствует душа, сопереживание, затрагиваются тонкие фиброчки сознания, зритель обязательно откликнется и найдет ответы на волнующие его вопросы. Не спорю, было время, когда зритель массово шел на какие-то экспериментальные постановки, в основе которых странные пьесы абсурда. Но мне кажется, то время прошло, тем более, что этого хватает на телеэкранах, где стремились обнажать не столько душу, сколько тело. - Владимир Олегович, а можно представить, чтобы на шадринской сцене когда-нибудь обнажили, извините, задницу? - Вот то место, о котором вы сказали, в нашем театре никогда не обнажат, по крайней мере, пока я здесь работаю. Голая баба в откровенной позе и женщина с обнаженным плечом вызывают разные эмоции и надо видеть эту разницу между пошлостью, грязью и притягательной красотой. Иногда может быть и чуть более откровенный наряд, но тогда, когда это необходимо, когда диктуют обстоятельства. Во всем нужна мера. - На съезде Союза театральных деятелей России художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин произнес пламенную речь против цензуры и «борьбы за нравственность» со стороны общественности и министерства. А вам когда-нибудь мешала цензура? - Никогда в Шадринском драмтеатре никто не посягал на наше право говорить все, что угодно, если это в тему. А были достаточно острые спектакли, и если существовала цензура, то только внутренняя. Я категорически против ненормативной лексики на сцене. Когда на московских подмостках начался, образно говоря, «матовый» период, меня и многих моих коллег просто корежило от происходящего. Не скрою, могу на репетициях, где-то за углом выругаться, если человек не понимает, но это рабочие моменты. Хотим мы того или не хотим, даже провинциальная сцена - это высокое искусство. И в маленьком театре принципы должны быть большими.

Беседовал Андрей ФЕДОРОВ.

Шадринская городская газета "Исеть" 09.02.2017

 

Приглашаем Вас на спектакли:

 18 февраля в 18-00 – Трагедия «Антигона» (14+)

видео от 26 октября 2016 г.

Эдип, царь Фив погиб. Его два сына договорились править по очереди, меняясь на троне каждый год. Но в конце первого года правления старший брат - Этеокл отказался уступить место младшему - Полинику. Тот привел под стены родного города войска заклятых врагов Фив. Враг отбит. Этеокл и Полиник погибли в бою. Правление принимает дядя братьев - Креон. Он повелевает похоронить героя Этеокла с почестями, а труп изменника Полиника бросить на свалке, на растерзание шакалам.. Дочь Эдипа, Антигона, решает похоронить своего брата, ведь оставить тело непогребенным  - страшный грех для родственников умершего… Но!...Любой, кто осмелится предать тело Полиника земле  - будет казнен…

 

26 февраля в 15-00 – День любителей театра «Касатка» (12+)

 

Просмотров: 221 | Добавил: Фёкла
Меню сайта
Авторизация
Логин:
Пароль: